Государственная китайская водка
История маотая
Байцзю, несмотря на свою популярность, не единственная китайская водка. На праздниках, деловых встречах, дипломатических раутах и важных переговорах принято пить маотай – крепкий и очень недешевый алкоголь.
Крепость этого напитка составляет от 35 % до 53 % и производят его, в отличите от байцзю, который готовят из самых разных злаков, только из гаоляна – особых сортов сорго, выращиваемых в Китае.
Свое название эта водка получила в честь города Маотая, где сейчас находится его основное производство. История маотая началась не менее 2000 лет назад. Столько по крайней мере было гоцзяну — водке, производимой в те времена в княжестве Елан и считающейся прообразом нынешнего маотая и упомянутой в летописи «Ши-цзи», которую составил придворный ученый-историк династии Хань Сым Цянь. Он записал, что император У-ди в 135 году до нашей эры совершавший поездку по Елану, попробовал местную водку и пришел от нее в восторг.
Собственно название «маотай» появляется в летописях только в 1704 году. Сохранились сведения, что к концу правления последней китайской династии Цин, то есть в начале XX века производительность заводов, которые гнали водку маотай достигала более 170 тонн. Также история сохранила забавный случай, связанный с этим напитком. В 1915 году крупнейшие производители алкоголя области Маотай совместно представляли свой товар на международной Тихоокеанской ярмарке. Несколько бутылок водки по неосторожности разбились, и по залу распространился необыкновенный аромат, быстро покоривший всех посетителей, за что напиток получил главную премию.
Современная история этого напитка началась с объединения в 1951 году трех крупнейших заводов, специализировавшихся на его производстве. Они стали основой единого государственного спиртоводочного завода «Маотай», где сейчас и производят эту водку. Это предприятие является градообразующим, здесь в воздухе витает аромат этого алкоголя и открыт музей маотая, у входа в который размещаются скульптуры Мао Цзэдуна и Чан Кайши пьющих за победу в войне с японцами.
К настоящему времени эта водка превратилась в «национальный напиток» и «дипломатический напиток» Китая. И хотя сейчас она имеется в открытой продаже, ее принято пить только по особым случаям, так как из-за того, что спрос сильно превышает предложение, ее стоимость слишком высока для большей части населения.