Виноделы монастырей и пещерных городов
История крымских вин – Средневековье
В Средние века, как и по всей Европе, в Крыму основными винодельческими центрами стали монастыри. Несмотря на правила, предписывающие монахам аскетический образ жизни, они активно занимались виноградарством и виноделием. В этом нет ничего удивительного, ведь для людей предпочитающих спокойный, неспешный образ жизни, виноград, требующий не особо тяжелого и растянутого на весь год труда, прямо манна небесная. Плюс он доставляет немало радости тем, кто якобы отказался от всего мирского.
Монастырей в Крыму было немало и, несмотря на отрицание богатства, жили они очень не бедно, получая пожертвования и от бедноты и от зажиточных людей. При этом разбойники и завоеватели в основном обходили монастыри стороной, а правители, в том числе и мусульманские не брали с них налогов. Торговля внутри церкви тоже не облагалась пошлиной, поэтому вино и лоза активно кочевали от одного братства к другому.
Технологии также претерпели в Средние века некоторые изменения. Монахи первыми начали делать крепленые вина, вроде тех, что до сих пор используются во время церковных обрядов, в роли якобы крови Христовой. Представление об объемах производства алкоголя в то время дает большое количество прекрасно сохранившихся памятников виноделия. Они есть в пещерных городах и монастырях Бахчисарайского района: Качи-Кальоне, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Эски-Кермене и Тепе-Кермене. Наиболее большим хозяйством обладал город Бакла. Судя по тарапанам (каменным ваннам для производства виноградного сока) в монастыре Чилтер Коба в год изготовлялось около 300 тыс. литров вина.
Интересно, что кому бы, не принадлежала власть на полуострове — Крымскому ханству, венецианцам, генуэзцам или туркам и несмотря на религию, производству вина никто не препятствовал, так как это было хорошей статьей доходов. Выгода от этой торговли была столь велика, что в окрестностях города Судак воду в первую очередь подавали на виноградники, а затем только на другие нужды. Огромные виноградники окружали в те времена Судак и занимали территории современного Белогорского района и Старого Крыма.
Правда позднее мусульмане все же стали осуждать своих единоверцев за производство вина и это в какой-то степени расширило количество виноградников со столовым и изюмным виноградом. Но полностью от виноделия местные жители не отказались и часть, несмотря ни на что, даже принимала мусульманство, чтобы добиться снижения налогов на виноградники.